Типичныe ошибки на ЕГЭ по математике
Математика – предмет, который был в обязательном списке ЕГЭ еще на этапе тестирования этого формата. Несколько лет назад были внесены изменения, обязательной является базовая математика, а абитуриентам, планирующим поступление на технические, экономические специальности, связанным с многочисленными вычислениями, приходится сдавать профильный вариант, более сложный и глубокий.
Математический экзамен комплексный, в нем придется столкнуться с задачами из простейшей арифметики, алгебры, математического анализа, геометрии, тригонометрии. Ошибку допустить очень легко, причем не обязательно ее причина – отсутствие соответствующих знаний, зачастую она связана с невнимательностью, секундной потерей концентрации. Какие оплошности, согласно статистике, являются наиболее распространенными? Как избежать их
Решение Министерства образования однозначно – на ЕГЭ по математике в 2024 нельзя использовать калькулятор. Вполне вероятно, что этот указ будет сохранять актуальность и в последующие годы. Инициаторы такого решения утверждают, что все действия слишком просты, чтобы повторять и проверять их на калькуляторе, но студентам от этого не легче. Устройство экономило время, придавало уверенности и позволяло не переживать по поводу точности результата.
Чтобы не потерять ценные баллы, все вычисления нужно перепроверять. Статистика показывает, что из-за общего уровня стресса и нервного напряжения сложности возникают даже с достаточно примитивными действиями, вроде сложения дробей, умножения отрицательных чисел. При “плавании” в таких темах, не лишне повторить их в процессе подготовки к ЕГЭ.
Ошибки в простейших вычислениях
Неверная трактовка понятий
Неправильное построение геометрических фигур
По статистике, именно геометрические задачи вызывают больше трудностей, чем алгебраические. Причины ошибок следующие:
- Неграмотная трактовка представленного чертежа;
- Неточное представление взаимосвязи между углами, плоскостями, гранями геометрической фигуры;
- Непонимание пространственного положения фигуры, невозможность его визуализации.
Анализ бланков, где допущены ошибки, показывает, что порой они очень банальны. Например, экзаменуемые не могут правильно распределить буквы, обозначающие углы геометрической фигуры, испытывают трудности при поиске треугольников, вписанных в прямоугольники или трапеции.
Порой ученик попросту не может правильно разобраться в терминологии, обозначенной в задании. Это актуально как для алгебраических, так и для арифметических задач. Корень проблемы – невысокое качество преподавания в школах, так что она распространена, при этом, очень серьезна, порой не позволяет справиться даже с простыми заданиями из первой части, не говоря уж о наиболее сложных, из третьей.
Справиться с неприятностью можно дополнительными курсами, чтобы подготовка не ограничивалась только школой, а также концентрацией на основных “потенциально опасных” темах, тригонометрии, стереометрии, логарифмах.
Основной момент – обозначение всего порядка действий, без пропуска отдельных этапов, даже кажущихся максимально простыми и примитивными. Нельзя ничего решать в голове, каждое действие фиксируется на бумаге. Это особенно актуально для заданий из третьей части, позволяющих получить очень хорошие баллы, однако, предполагающих и риски их потери из-за одного досадного пропуска, описки. Даже при правильном ответе можно столкнуться со снижением итоговой оценки.
Неправильная роспись решения
Анализ показывает, что будущие студенты зачастую неправильно решают квадратные и дробно-рациональные неравенства. Причина тому – использование стандартных схем решения уравнений, не подходящих для неравенств с их спецификой. Лучший вариант справиться с ними – интервальный метод, универсальный и достаточно простой в освоении, избавляющий от ненужных ошибок и лишних трат времени.
Прийти к правильному ответу зачастую не удается из-за того, что некорректно учтены изначальные вводные. Ошибка характерна и для других предметов, но в математике она очень выражена из-за ее общей сложности, многоплановости, повергающей в шок учеников с гуманитарным складом ума. Высочайший уровень стресса, спешка, психологическое напряжение – все это также не позволяет получить хорошие баллы.
Чтобы исключить подобную проблему, нужно следовать нескольким рекомендациям:
- Внимательное чтение вводных, учет величин, с которыми придется взаимодействовать, их значений;
- Четкое понимание представления ответа. В чем он должен выражаться, в буквах, конкретных цифрах, округленных данных?
- Изучение текстовых формулировок. Особое внимание нужно уделить частицам “не”, способным на 180 градусов развернуть и саму задачу, и подход к ее решению.
Невнимательное чтение условий
Чтобы невнимательность не стала слишком серьезной проблемой, следует придерживаться определенного алгоритма решения задач, рекомендованного педагогами:
- Тщательное прочтение, изучение условий;
- Выписка всех указанных величин, подготовка графика, схемы или рисунка, если речь идет о геометрической, тригонометрической задаче;
- Обозначение всех взаимосвязей между доступными вводными. Лучше выразить их в текстовой форме, на черновике, для большей наглядности и упрощения ориентации;
- Формулировка вопроса, определение искомой величины;
- Определение оптимальной последовательности вычислений, поиск решения.
Педагоги не советуют приступать к решению задания сразу после изучения всех его условий. Небольшой паузы достаточно, чтобы ощутить сразу несколько положительных эффектов:
- Четкая ориентация в условиях;
- Выработка подходящей схемы поиска ответа;
- Очень ценный эффект – точное определение сложности задачи и рациональности ее решения. Если задание выглядит слишком сложным, то лучше отложить его напоследок, сосредоточиться на чем-то более простом, не требующем “мозгового штурма” и чрезмерных временных трат. Схема ЕГЭ такова, что проще набрать баллы не качеством, а количеством.