Типичные ошибки на ЕГЭ по литературе
Литература становится субъективным экзаменом. Результаты определяются убедительностью учащегося, восприятия со стороны экспертов. Здесь не получится дать правильный и однозначный ответ, но существуют и типичные проблемы. Нужно прорабатывать примерны написания сочинений, ответы на вопросы для получения лучшего балла.
Чтобы пройти тестирование по литературе, нужно знать детали произведений из кодификатора:
· имена второстепенных и главных героев;
· наличие сюжетных поворотов;
· символичность;
· технические особенности – жанр и род.
Учащимся нужно обратить внимание на различия в литературных явлениях, терминологии, существующих правилах. Путаница становится причиной ошибок. На вопросы следует отвечать точно.
Ошибки в рамках сопоставления
Ошибки в выявлении стихотворного размера
Ошибки в определении стихотворного размера становятся одними из частых. Не нужно знать спондеи, пиррихии, количество стоп. Достаточно разбираться в размерах стихотворений:
1. Ямб. Представляет двухсложный размер, когда ударение повторяется через гласную. Под ударением проставляется вторая гласная.
2. Хорей. Представляет двухсложный размер в аналогичном исполнении. Отличием становится наличие первой ударной гласной, повторяющейся через каждые две гласные.
3. Дактиль. Представляет трехсложный размер. Ударение повторяется через две, падает на первую гласную.
4. Анапест. Становится трехсложным размером с проставлением ударения на третью гласную.
5. Амфибрахий. Представлен трехсложным размером с ударением на вторую гласную.
Если ориентироваться в данных размерах, не появляются неточные ответы в рамках государственного тестирования.
Сложным для учащихся становится ответ на вопрос, когда требуется развернутое описание. Проблема связана с трудностями проведения аналогий по конкретному параметру, включая лейтмотив, тему, образ конкретного персонажа.
Выходом становится подготовка на основе ошибок выпускников прошлых лет. Выделяют определенные признаки:
· помечать рассказы с героями похожего типа;
· выделять стихотворения на одну тему у разных поэтов;
· использовать цепь сравнений;
· учиться проводить аналогии.
Важный момент! Нужно помнить, что сопоставление представляет выявление различий и сходств. Если нужно находить только различия или только сходства, подобное приводится в задании. Поэтому важным фактором становится правильное понимание вопроса.
Проблемы с базовыми заданиями
Речь идет о вопросах с 1 по 7, 10 по 14 Самым сложным считается вопрос 4, ведь позволяет проверить знание текста посредством определения соответствия между содержательными элементами. Требуется хорошая начитанность, систематическая работа с объемными текстами, относящимися к литературным произведениям. Краткое содержание не позволит дать хороший ответ.
Вопрос 13 также вызывает трудности, ведь направлен на самостоятельный поиск средств художественной изобразительности в контексте лирического произведения. Обычно задание не сдают, если недостаточно развито умение выявлять изобразительно-выразительные средства самостоятельно. Важно точно определить художественную функцию, использовать язык и термины дисциплины.
Выпускникам сложно отличаться понятия контраста и конфликта, противопоставления и сравнения, рифмовки и рифмы, направления и течения, контраста и сравнения. Смысловое сходство приводит к появлению проблем во время государственного экзамена. Самостоятельная подготовка не всегда эффективно, поэтому желательно посещать профильные тексты. Важно освоить терминологию, уметь приводить правильные примеры.
Ошибки в заданиях повышенной сложности
Трудно отвечать на вопросы 8, 9, 15 и 16. Задания 9 и 16 относят к категории вопросов сопоставительного характера. Обращение к тексту произведения в рамках сопоставления вызывает сложности.
При ответе на вопросы 8 и 15 необходимо пользоваться текстом из контрольной работы. Если недостаточно хорошо знать содержание, не получится добиться лучших результатов, появляются фактические ошибки, искажается интерпретация.
Проблемы с написанием сочинения
Ошибки данного типа связаны с заданием 16, которое предполагает написание большого сочинения на одну из пяти представленных тем. Нужно ориентироваться в содержании, знакомиться подробно с произведениями из школьной программы.
Здесь важно продемонстрировать собственные навыки и умения, включая логику развития мысли, четкое построение композиции. Учет подобных нюансов позволяет получить максимальный балл.
Сложности с раскрытием темы сочинения
Критерием хорошо написанного сочинения становится раскрытие темы. От этого зависит, будет ли работа проверяться по остальным критериям. Чтобы получить максимальный балл, раскрывают два или три аспекта, а также приводят отражающие их мысли.
Ошибки заключаются в уходе от поставленной задачи. Вместо любовной лирики ученики могут уходить в стихотворения гражданской тематики. Раскрытие может присутствовать, но бывает односторонним. Не учитываются взаимоотношения поэта с читателями.
Аргументация не ограничивается только пересказом или цитатами по значимым эпизодам. Нужно показать экспертам и проверяющим, как приведенная информация соотносится с произведением.
Указывается место в литературном контексте, применяются средства выразительности и некоторые характеристики, и приемы, позволяющие достичь правильного анализа. В противном случае сочинение выглядит пересказом, а задание не считается выполненным в полной мере.
Таким образом, экзамен по литературе становится сложным. Ошибки допускаются в разделе – сочинение, которое требует глубокого и детального анализа, раскрытия темы, построения композиции. Чтобы избежать подобных проблем, важно заниматься под руководством опытного эксперта или преподавателя, писать сочинения и исправлять ошибки.