Типичные ошибки на ЕГЭ по информатике
ЕГЭ по информатике с 2021 года осуществляется только в компьютерном формате. С этого времени меняется структура тестирования, особенности подготовки и успешного прохождения вопросов. Важно избегать типичные ошибки, чтобы сдать экзамен с лучшими результатами, иметь больше шанса поступления в высшее учебное заведение.
Начиная с 2021 года в экзамен входит 27 заданий. При этом 23 из них относятся к первой части, а 4 последних – ко второй. Вопросы направлены на контроль полученных знаний в рамках школьной программы. Проверяются навыки по теории информатики, программированию, а также цифровой грамотности.
ЕГЭ предполагает прохождение 11 базовых, 11 заданий повышенной сложности, а также 5 высокого уровня. На прохождение заданий отводится всего 3 часа 55 минут. Дополнительно разрешается пользоваться черновиками в бетонном виде. Также возможно применение специального программного обеспечения, включая редактор электронных таблиц, а также текстовый редактор.
Важный момент! На протяжении экзамена запрещается доступ к интернету. При этом 11 заданий невозможно выполнить без специального программного обеспечения, включая среды программирования.
Проверка работы выполняется в автоматическом режиме без использования возможностей экспертов и преподавателей дисциплины. Каждое задание требует ответа в форме строки символов, таблицы или числом. Компьютер выполняет сравнение с эталонным результатом, а при совпадении добавляет баллы. Первичные набранные баллы пересчитываются автоматически по отношению к 100-бальной системе.
Структура проведения экзамена
От чего зависят ошибки по информатике
Основные проблемы первой части тестирования
В процессе подготовки к экзамену важно уделить особое внимание разделу с логическими заданиями. При хорошей предварительной работе можно исключить ошибок, получить наиболее высокий балл. Заранее рекомендуют ознакомиться с подготовкой таблиц истинности. Для работы во время ЕГЭ достаточно владеть простейшими видами подобных таблиц.
Раздел математической логики также вызывает трудности. Специалисты рекомендуют уделить внимание выражениям и операторам, которые помогают справляться с заданиями на написание кода. Еще одна важная категория – теория игр. Эта тема признается сложнейшей для учащихся, поэтому к ее прохождению важно готовиться заблаговременно.
Также выявляют ошибки в задачах на кодирование. Сложным считается перевод чисел в другие системы счисления, работа с формулами и составление комбинаций. Одними из самых доступных для освоения становятся информационные модели, хотя иногда некоторые выпускники продолжаю путаться в графах, таблицах и масках файлов.
По статистике, сложным становятся «Алгоритмы и программирование». В данной категории хорошие результаты показывают только 30% учащихся. Данный раздел позволяет получить до 42% от общего показателя.
Выделяют следующие группы ошибок:
1. Невнимательность. Трудности появляются в заданиях, где нужно найти конкретное количество чисел. Случается, что выпускник решал несколько заданий с числовым ответом, а в последнем проставил ответ на «автомате» вместо минимального максимальное значение. Важно осмысленно подходить к каждому заданию, чтобы не допустить ошибку.
2. Человеческий фактор. Существует много возможностей допустить неточность или ошибку. Возможно записать не ту цифру в бланк или неправильно переписать условия задания.
3. Смысловые неточности. В вопросе может быть требование вносить пару чисел с минимальной нечетной суммой. Ошибка становится неожиданной, если указываются нечетные элементы, а не сумма. Важно системно подходить к каждому заданию. Необходимо решать много прототипов заданий, чтобы помнить о подобных вопросах на экзамене.
4. Недостаточный уровень знаний. Важно освоить теорию в полной мере и структурировать имеющиеся данные. Только в этом случае можно избежать ошибок, которые часто появляются при прохождении итогового тестирования.
Типичные ошибки касаются любых заданий – легкого и сложного уровня, а также повышенной сложности. Поэтому важно прорабатывать основные проблемы заранее, чтобы не столкнуться с негативными последствиями в процессе прохождения тестирования.
Основные проблемы второй части тестирования
Начиная с 2021 года, из экзаменационных вопросов убирают все задания по информатике, которые могут потребовать развернутого ответа. Поэтому, вторую часть выделяют лишь условно по уровню сложности заданий. С технической же точки зрения, она полностью отсутствует.
Если хорошо пройти задания 25, 26 и 27, можно получить по два балла за каждое из них. А за предыдущие задания предоставляется только по одному баллу. Наибольшие баллы дают задания, связанные с работой с программами и алгоритмами.
С 2021 года также усложняется задание, которое связано с написанием кода. Проверяется исключительно результат, а сам код не подвергается контролю. Ошибка в данном разделе становится серьезной, ведь она приводит к тому, что бал не засчитывается. Выпускник записывает только числа, которые дает программа при правильном выполнении задания. Работать можно с одним из следующих языков:
· C++;
· алгоритмический язык;
· Паскаль;
· Java (только в рамках написания программ);
· Python;
· C# (только для создания программ).
Чтобы эффективно решать задачи по информатике, требуются серьезные навыки работы с числовыми алгоритмами, строками, массивами разных уровней, файлами. Задание решается полностью на персональном компьютере, ведь без него не получится найти решение. Для остальных заданий возможно применение бумажного черновика. Еще одно исключение – выполнение задачи на поиск файла.
Таким образом, при прохождении ЕГЭ по информатике важно избегать типичных ошибок в первой и второй частях тестирования. Желательно проработать этот момент заранее, чтобы не сталкиваться с подобными проблемами прямо на экзамене.