Типичныe ошибки на ЕГЭ по химии
Сейчас сдать ЕГЭ по химии может быть непросто. Хорошие результаты по этому экзамену нужны для поступления в высшие учебные заведения на специальности «Лечебное дело», «Стоматология», «Педиатрия», «Фармация». Поскольку многие школьники готовятся к ЕГЭ по советам выпускников, самостоятельно или с репетитором, то допускают типовые ошибки. Зная о проблемных моментах, их легче избежать и повысить шансы успешной сдачи экзамена. Далее мы рассмотрим типовые ошибки в ЕГЭ по химии, а также предложим несколько простых правил, которые помогут вам лучше подготовиться к решению сложных заданий.
В первую очередь стоит отметить, что все ошибки в ЕГЭ по химии можно разделить на несколько категорий. Например, у вас точно снимут несколько баллов за неправильное оформление заданий из второй части, за использование неверных терминов или обозначений. Также школьники часто делают ошибки из-за невнимательности (прочитав вопрос без частицы «не»). Базовый блок этого единого государственного экзамена – раздел «Неорганическая химия». В нем рассматриваются теоретические основы, и больше всего ошибок зафиксировано в заданиях №4, №30 и №31. Выделим ключевые сложности, с которыми сталкиваются школьники:
·Задание №4 предполагает оценку знаний свойств веществ, их состава и структуры (ошибки связаны с непониманием причинно-следственных связей в «строении-характеристиках» конкретных химических элементов);
·Задание №30 принято считать одним из наиболее непонятных для сдающих ЕГЭ по химии (в нем можно сделать сразу несколько ошибок; требуется указать окислитель и восстановитель, привести характеристику реакции и составить уравнение).
Обратите внимание, что для получения баллов за задание №30 учащимся важно изучить темы по степеням окисления химических элементов, научиться составлять описания продуктов без учета среды, знать признаки окислителей и восстановителей.
·Задание №31 является заключительным в этом блоке (школьникам нужно показать свои знания по теме реакций ионного обмена).
К типовым ошибкам задания преподаватели относят неправильно указанные заряды ионов, использование неверных формул слабых электролитов и проблемы с пониманием условий задачи. От репетиторов требуется объяснение всех неточностей, сложных теоретических аспектов, непонятных выпускникам. Они обязаны понимать содержание заданий, а не гадать, какое решение лучше выбрать. Так, например, школьники могут написать сразу несколько уравнений, что будет учтено комиссией, как серьезный недочет (в результате снизится количество баллов за экзамен).
Ошибки в простых заданиях
Ошибки в разделе «Неорганическая химия»
Можно сделать вывод, что ошибки в ЕГЭ по химии в большей мере связаны с отсутствием у школьников знаний по темам неорганики и органики. Задания в экзамене построены таким образом, чтобы комиссия могла оценить знания выпускников по всем наиболее важным теоретическим моментам. При подготовке к ЕГЭ по химии в 2024 году вам точно понадобится помощь. Организуйте процесс занятий с учетом индивидуальных особенностей – утром, вечером, с репетитором или с учителем из школы.
Изучив часто встречающиеся ошибки, вы будете лучше подготовлены, чем те, кто они не знает. Однако недостаточно взять «на заметку» сложные задания. Их нужно разобраться, повторить учебный материал и использовать полученные знания при решении конкретных вопросов. Для этого выделите несколько месяцев на обработку ошибок в заданиях. Начинайте готовиться к ЕГЭ по химии минимум за 8-9 месяцев до экзамена. Это повысит ваши шансы на высокие баллы.
Неорганическая химия включает в себя теоретические положения по десяткам разных тем. Выпускникам школ важно знать характеристики связей, закономерности изменения химических свойств элементов, классификацию неорганических веществ, оксиды, основания и кислоты. Большая часть ошибок в этом блоке отмечена в заданиях №8, №9, №10 и №32. Начать стоит с разбора содержаний каждого вопроса.
По мнению опытных репетиторов и преподавателей, недочеты связаны не только с отсутствием знаний по материалу, а с личными переживаниями, страхом не получить желаемые баллы. При подготовке к ЕГЭ по химии важно изучить все темы, сортировать теоретические аспекты по блокам, решать много задач и работать над своими ошибками. Также у школьника должна быть мотивация – понимание, зачем ему нужен высокий балл по этому экзамену. Это точно поможет сделать процесс подготовки более спокойным, с нужным уровнем ответственности. Остановимся на типовых ошибках:
·Задание №8 – учащимся нужно соотнести формулы химических веществ (ошибки могут быть связаны с неумением приводит характеристики общих свойств разных классов);
·Задание №10 – в этом вопросе ЕГЭ по химии требуется оценить взаимосвязь неорганических веществ, при этом главной ошибкой школьников является неумение точно объяснить, как соотносятся между собой свойства со структурой и составом;
·Задание №32 – рассматриваются вопросы высокого уровня сложности, поэтому ошибки могут быть разными (например, чтобы не снизить себе количество баллов, повторите все трудные для освоения темы).
Отдельно стоит отметить, что учащиеся школ допускают ошибки и в заданиях по разделу «Органическая химия». Им сложно дается освоение материала по классификации веществ, их строению и указанию характеристик кислородсодержащих соединений. А в задании №15 можно сделать ошибку, не понимая, что представляют собой азотсодержащие химические соединения. Также важно изучить тему про генетические признаки в органике. В противном случае есть риск потерять баллы, используя ошибочные структурные формулы. В задании №33 школьники сталкиваются с проблемой отсутствия навыка указания взаимосвязей. Нужно уметь составлять не схемы, а уравнения реакций, правильно расставлять коэффициенты.