Типичные ошибки на ЕГЭ по географии
Экзамен по географии – не самый простой предмет при прохождении ЕГЭ. Тестирование включает 34 задания и две части. Чтобы получить максимальный балл, нужно не только хорошо подготовиться, но и избегать типичные ошибки. Последние следует заранее прорабатывать, исключать слабые места и неправильные ответы.
Предмет становится сложным, ведь в рамках школьной программы ему уделяют мало часов и внимания. Географию выбирают, потому считают ее легкой. В действительности итоговое тестирование по дисциплине требует глубоких знаний по странам, в разных направлениях деятельности человека.
Большинство учащихся плохо ориентируются в понятиях и названиях. Также сложно дела обстоят с терминологией, пониманием основных процессов и количественных показателей.
Ученики могут путаться в административном устройстве России, климатических и погодных условиях России и других государств мира. Проблемой становятся расчетные задачи, которые присутствуют в тестировании.
Проблемы и особенности дисциплины
Рекомендации по подготовке к государственному экзамену
Ошибки в выявлении стихотворного размера
Ошибки в определении стихотворного размера становятся одними из частых. Не нужно знать спондеи, пиррихии, количество стоп. Достаточно разбираться в размерах стихотворений:
1. Ямб. Представляет двухсложный размер, когда ударение повторяется через гласную. Под ударением проставляется вторая гласная.
2. Хорей. Представляет двухсложный размер в аналогичном исполнении. Отличием становится наличие первой ударной гласной, повторяющейся через каждые две гласные.
3. Дактиль. Представляет трехсложный размер. Ударение повторяется через две, падает на первую гласную.
4. Анапест. Становится трехсложным размером с проставлением ударения на третью гласную.
5. Амфибрахий. Представлен трехсложным размером с ударением на вторую гласную.
Если ориентироваться в данных размерах, не появляются неточные ответы в рамках государственного тестирования.
География является экзаменом по выбору. Из-за сложности и малой освещенности в рамках образовательной программы, предмет желательно выбирать только если он требуется для поступления в вуз для дальнейшего обучения. Дисциплина важна на факультетах геологии и экологии.
Экзамен содержит основные вопросы по курсу по географии России. Также проверяются знания в рамках курсов – источники географической информации, население мира, природа Земли, геоэкология и природопользование.
Типичная и основная проблема учеников – сложности в сопоставлении ответа с вопросом. Часто в вопросе о субъекте РФ записывают страну. Существует недостаточное понимание явлений в геосферах, географических процессов, хозяйствах и населении самых крупных государств мира.
Выпускники не всегда прослеживают цепочку причинно-следственных связей, касающихся географических процессов и явлений. Необходимо обращать больше внимания на климатические изменения, следствия и особенности движения планеты. Нужно знать больше характеристик по основным географическим объектам – природным зонам, климатическим поясам, рекам.
Следует уделить внимание отработке установления пространственно-временных и причинно-следственных связей между процессами, происходящими в природе. Требуется качественная отработка физико-географических понятий.
Проблемы в заданиях 3 и 20
Это разделы – Ресурсообеспеченность, Охрана природы и рациональное природопользование. Типичные ошибки представляют слабое понимание взаимосвязи видов хозяйственной деятельности и компонентов природы с учетом географических условий, характерных для определенных территорий.
Примерно 30% учащихся не знают, что повышенное содержание углекислого газа в атмосфере приводит к усилению парникового эффекта. Также немногие понимают, что усиление кислотных дождей становится характерным последствием загрязнения от предприятий цветной металлургии.
40% выпускников не могут понять, что оттаивание многолетней мерзлоты в районе тундры завершается повреждениями инфраструктурных объектов. Многие неправильно отвечают на вопрос о результате расчистке русел малых рек. Данный процесс не понижает, а повышает вероятность образования паводков.
Вопрос касается понимания явлений и процессов в гидросфере, атмосфере и географической зональности. Выделяют типичные ошибки выпускников:
· неумение понимать термины циклон, антициклон, половодье, нижнее или верхнее течение реки, щит, межень или платформа;
· низкое понимание закономерности высоты и пониженного атмосферного давления;
· сложности с восприятием механизмов воздействия разных факторов на образование конкретных видов климата.
Большинство ошибок связано с недостаточным уровнем знаний и умений понимать происходящие в России и мире процессы. Поэтому важно уделить больше внимания теоретической подготовке, умению анализировать и мыслить на основе базы знаний.
Задание касается положения климатических поясов Земли, особенности климатической ситуации России и других регионов. Также учитывается распространение влаги и тепла на планете.
Трудности у выпускников появляются, когда нужно сравнивать количество атмосферных осадков в разных регионах или городах России. Ошибки появляются из-за незнания распространения осадков по стране.
Предполагается демонстрация географических следствий, связанных с движением планеты. Сложность связана с необходимостью сравнения продолжительности светового дня на параллелях в разных полушариях.
Также для правильного ответа необходимо дать информацию о сравнении светового дня в дни, которые считаются близкими к дням равноденствия. Важно не терять логику, давать четкие и последовательные ответы.
Предполагается ответ на вопрос путем демонстрации различных знаний:
· государственное устройство;
· особенности природы, хозяйство и население крупных государств;
· географическое положение стран;
· специализация стран в рамках географического разделения труда.
Нужно владеть фактологическими знаниями о ресурсном потенциале, население, видах сельского хозяйства и промышленности.
Предполагается проверка умения пользоваться картами. Ошибки выражаются в неправильной последовательности. Также проблемы появляются в умении формулировать последовательность отрицательных чисел.
Таким образом, география становится одним из сложных предметов, ведь подготовиться к нему сложно в рамках школьной программы. Предмету уделяется незаслуженно мало внимания. Среди ошибок можно выделить проблему с установлением причинно-следственных связей, неправильное понимание терминологии или постановку вопроса. В результате постоянной проработке слабых мест и внимательного отношения к самым сложным вопросам, можно сдать ЕГЭ по географии на лучший балл.