Закажите звонок прямо сейчас
Записаться
на консультацию

Типичныe ошибки на ЕГЭ по физике

Для поступления на технические специальности вузов необходимо успешно сдать ЕГЭ по физике. Примеров множество – электротехнические, судостроительные, самолетостроительные факультеты. Однако, физика – это очень сложный предмет, со множеством тонкостей, нюансов, закавык, среди которых может запутаться даже отличник. Какие ошибки распространены? О чем следует помнить при подготовке к экзамену и непосредственно при его проведении?
Статистика говорит, что несколько ценных баллов здесь можно потерять из-за банальной невнимательности. Наиболее распространенные оплошности таковы:
  1. Некорректное использование формул. В базовых формулах нужно ориентироваться максимально уверенно, чтобы использовать верные варианты, соответствующие конкретной задаче;
  2. Математические ошибки. По закону, разрешено использовать непрограммируемые калькуляторы. Не стоит игнорировать такую возможность! Мозг находится в стрессовом состоянии, даже при простейшем математическом действии можно допустить ошибку. Лучше потратить пару лишних секунд для перепроверки результата на калькуляторе – он точно не ошибается;
  3. Ошибочное восприятие условий задачи. Условия нужно читать максимально внимательно и точно, не упуская деталей;
  4. Пренебрежение единицами измерения. В некоторых случаях, требуется дополнительная трансформация таких единиц, чтобы они соответствовали условиям задачи, ответ оказался верным.
Для исключения оплошностей нужно сохранять предельную концентрацию, действовать без спешки. Порой рациональнее потратить лишнюю минуту для повторного чтения условий задачи, выполнения арифметических действий на калькуляторе, нежели сэкономить ее, быстро перейти к новому заданию, но получить неверный результат. Ценен каждый балл!
2023-02-10
Математическая часть: распространенные ошибки
Физическая часть: распространенные ошибки
Ошибки третьей части
Задач в третьей части немного, однако, за них можно получить хорошие баллы. Основная особенность – необходимость указания не просто ответов, а тщательная роспись решения, порядка действия и хода мыслей. Проверяются они вручную, так что будущему студенту следует придерживаться определенных схем и алгоритмов, чтобы исключить любые придирки.

Например, при переносе решения на второй бланк, рекомендована такая схема:
  • Дано;
  • График, иллюстрация, при потребности в таковых;
  • Решение;
  • Ответ.

Также не лишне придерживаться и других советов:
  1. Краткие пояснения. Например, если условия задачи о движущемся теле позволяют пренебречь сопротивлением, создаваемым трением, то обозначается соответствующий факт;
  2. Фиксация новых величин. Таковые могут отсутствовать в начале, однако, появиться уже по ходу решения задачи. Данный факт также фиксируется отдельным предложением;
  3. Тщательная роспись всех математических вычислений. В уме решать нельзя! Проверяющий вполне может придраться к “прыжкам” между действиями, так что лучше фиксировать каждый шаг, даже если он кажется очень простым, не нуждающимся в подробной росписи. Да, это требует дополнительной минуты, но такая трата времени оправдана на 100%;
  4. Подробные иллюстрации. Рисунок нужен в ситуации, когда это предполагается условиями задачи. Конечно, оформлять его нужно с соответствующей тщательностью и вниманием, обозначать все векторы, величины, числовые значения, единицы измерений.
Задачи, представленные в этой части, относятся сразу к нескольким сферам науки. Конечно, для каждой области характерны определенные оплошности. Например, их список для молекулярной сферы выглядит следующим образом:
  • Превышение максимальной влажности воздуха. Показатель не может быть выше 100 процентов. Если при вычислениях получается большее число, то в ответ все равно пишется “100%”;
  • Ошибочное применение уравнения состояния идеального газа. Нужно внимательно изучить все характеристики, грамотно определить значения констант;
  • Взаимосвязь между высотой и давлением. С увеличением высоты над уровнем моря давление снижается. Удивительно, но многие ученики начисто забывают об этом факте.
Определенные недочеты характерны и для электродинамики:
  1. Ошибочное применение единиц измерения. Показатели должны соответствовать конкретному параметру. Как правило, используется СИ, система с международной стандартизацией, но в некоторых случаях – нужны узкоспециализированные;
  2. Некорректное применение формул. Особенно это актуально для специализированных задач, где требуются соответствующие формулы, не слишком распространенные;
  3. Неправильные константы. Простейший пример – скорость света в вакууме. Такие неизменные значения нужно помнить “на зубок”, нужны они регулярно, без них не удастся решить многие задачи;
  4. Неправильное использование векторов. Векторы актуальны при решении задач, связанных, например, с силой Лоренца.
Рекомендации по подготовкеПрактика – лучшая тренировка! Чтобы научиться решать задачи, нужно решать задачи, уверенно ориентироваться в формулах – учить их, выполнять задания, где они являются основой для поиска правильного ответа. Педагоги также дают следующие рекомендации, позволяющие обрести уверенность перед экзаменом, избавиться от лишней тревожности, подтянуть знания:

  • Акцент на работу с измерительными приборами. Нужно научиться уверенно пользоваться манометром, весами и другими устройствами, с которыми придется столкнуться на экзамене;
  • Повтор правил трансформации физических величин, систем измерения;
  • Дополнительное изучение правил заполнения, оформления бланков. Очень обидно, если все решено правильно, но баллы сняты из-за нарушения порядка обозначения ответа.

Каждую доступную минуту экзамена нужно использовать максимально рационально. Даже если все кажется верным, при запасе времени лучше провести дополнительную проверку. Такая тщательность зачастую оказывается крайне полезной, помогает найти 1-2 оплошности и получить пару лишних баллов!
Рекомендации по подготовке
Физика