Типичныe ошибки на ЕГЭ по биологии
В 2024 году многие выпускники школ планируют сдавать ЕГЭ по биологии. Хорошие результаты по этому экзамену дают возможность поступить в высшие учебные заведения на специальности «психология», «ветеринария», «почвоведение», «стоматология» и другие медицинские направления. Для этого нужно набрать максимальное количество баллов. И если вы ставите перед собой такую цель, то точно задавались вопросом: «Какие ошибки чаще всего совершают школьники на ЕГЭ по биологии?». Эффективная подготовка к сдаче экзамена начинается с разбора заданий, а также выбора наиболее проблемных моментов. Далее мы рассмотрим типовые ошибки на ЕГЭ по биологии.
Зная содержание заданий ЕГЭ по биологии, этот экзамен представляется многим боевиком или фильмом ужасов. Чтобы получить высокие баллы, нужно приложить много усилий. Экзамен считаются одним из наиболее сложных, так как от учащихся требуется знание теоретических аспектов по десяткам разных вопросов, умение решать задачи и навык быстрого ориентирования в ранее изученном материале. К типовым ошибкам в ЕГЭ по биологии преподаватели и выпускники школ относят недочеты, сделанные из-за невнимательности. В качестве примера можно привести следующие проблемы при написании экзамена:
·Орфографические ошибки – например, использование неправильного обозначения при решении заданий, опечатки в написании терминов, в том числе проблемы с орфографией при указании названий биологических процессов (если слово стало совсем неузнаваемым, то ответ на задание даст лишь 0 баллов);
Обратите внимание, что в биологии много специфических терминов, в разнообразии которых можно запутаться. Однако в Интернете легко найти обучающую информацию, видеоматериалы по всем разделам школьной дисциплины. Достаточно изучить все теоретические аспекты, выделить непонятные слова и словосочетания, найти их расшифровку и запомнить. Если вы занимаетесь с репетитором при подготовке к ЕГЭ по биологии, то попросите помощи с запоминанием правильного написания сложных понятий.
·Неправильное заполнение бланков – это еще одна категория ошибок, которые часто совершают школьники при сдаче единого государственного экзамена по биологии (чтобы решить эту проблему, достаточно потренироваться в заполнении бланков; примеры есть в Интернете в открытом доступе);
·Ошибки при чтении заданий – неправильное понимание смысла теоретической части экзамена является главной «головной болью» выпускников школ (часто учащиеся неверно прочитывают то или иное слово, добавляют частицу «не» так, где ее не должно быть; в результате ошибочный ответ на задание, снижение количества баллов).
Отдельно стоит отметить, что в 2022 и 2023 годах российские школьники часто делали ошибки во второй части ЕГЭ по биологии. Преподаватели связывают эту проблему с наличием строгих требований к оформлению заданий этого раздела экзамена. Нужно грамотно, подробно, точно по пунктам и без воды расписать ответ на заданный вопрос. Исключить ошибки в ответах второй части ЕГЭ по биологии просто – нужна практика, решение большого количества экземпляров типовых заданий.
Ошибки из-за невнимательности
Чтобы сдать ЕГЭ по биологии в 2024 году, нужно подготовиться к решению заданий по всем темам этой школьной дисциплины. Ошибки на экзамене связаны с отсутствием знаний по конкретным вопросам, а также со страхом получить низкие баллы. По этой причине важно изучить весь материал, заниматься в течение 6-9 месяцев перед ЕГЭ по биологии (с репетитором или самостоятельно). Чем больше заданий вы решите, тем меньше вероятность ошибок. Помните, для чего вы сдаете этот предмет. Мотивация может стать важным толчком к получению высоких баллов по любому экзамену.
К этой категории ошибок в ЕГЭ по биологии относят смысловые неточности и недочеты. Так, например, учащиеся могут не понимать, что значит тот или иной процесс, перечень признаков или понятий из разных разделов школьной дисциплины. Термины использованы неверно, нет объяснения решения задачи. На этом едином государственном экзамене отсутствуют вопросы про сортировку отходов, функционирование электромобилей, но есть задания про круговорот углерода. Школьником могут попросить указать разные виды водных растений. Как не запутаться в описании биологических процессов и использовать точные определения понятий? При подготовке с репетитором (или самостоятельно) найдите все данные по темам, отсортируйте их и запомните наиболее проблемные моменты. Остановимся на разделах биологии, в изучении которых у школьников часто бывают трудности:
1. Биология, как наука – при анализе заданий этого блока был сделан вывод, что при подготовке к экзамену важно использовать материалы из актуальных сборников (иначе есть риск пропустить некоторые темы). Выпускники школ совершают ошибки, пытаясь угадать правильный ответ. Сейчас вместо указания нужной строки, требуется самостоятельно заполнить пропуск. В этом блоке число ошибок минимальное, но есть недочеты из-за невнимательности или неправильного понимания терминологии.
2. Жизненный цикл клетки – к частым ошибкам школьником по этому блоку относят незнание числа молекул ДНК, полной характеристики нуклеиновых кислот, описания хромосом, длительности жизненного цикла в клетках, данных о митозе и мейозе.
3. Организм, как биологическая система – в этом блоке учащиеся часто делают ошибки, при этом сложности с ответами связаны с незнанием тем «генотипическая и цитоплазматическая изменчивость», параметров развития мхов и папоротников. Перед экзаменом обязательно нужно повторить материал по этим вопросам.
Помимо этого, неверные ответы зафиксированы и по таким темам, как «многообразие организмов», «организм человека и его здоровье». Учащимся важно запомнить материал по вопросам о системе корней, царствах животного мира, устройстве нервов у позвоночных животных. Во второй части экзамена есть более сложные задания. Например, рассмотрение теоретических аспектов по эндокринных железам, строению глазного яблока, вегетативной нервной системе.