Verification:97ae85c3bd938788
Закажите звонок прямо сейчас
Записаться
на консультацию

Осознанное чтение при подготовке к ЕГЭ: как запоминать то, что читаешь

Одним из важных этапов подготовки к любому предмету ЕГЭ становится чтение. Важно уметь не только прочитывать большие объемы текстов, но и хорошо запоминать пройденное. Для этого существует множество эффективных приемов, которые важно внедрять в рамках подготовки к итоговым экзаменам.
Человеческому мозгу свойственно забывать информацию, которую он считает бесполезной или неактуальной для повседневной жизни. Где-то через час после прочитанного, забывается около половины полученной информации, а за месяц можно потерять до 80% ранее освоенных данных. Даже чтение статей с полезной и хорошей подачей не дает мозгу долгосрочного и выраженного эффекта.
 
Нужно помнить, что в первые часы происходит максимальное забывание. Поэтому нужно научиться выбирать информацию для забивания нейронных связей. Постоянное повторение или знакомство с разными аспектами темы позволяет лучше запоминать нужные сведения.
2025-05-11
Почему ученики забывают прочитанное
Чтобы улучшить процесс запоминания, нужно правильно подобрать книгу. Информация должна даваться в интересном формате с хорошим редактированием, списками и выделением важного в отдельные блоки. Не стоит заставлять себя много читать, если проявляется усталость. Такое может приводить к снижению удовольствия от процесса, сокращению концентрации внимания.
 
Выбирая книги, следует ориентироваться на основные моменты:
·      рекомендации единомышленников;
·      профессиональные или учебные обзоры;
·      рецензии.
 
Перед чтением также ставят основные цели. Если литература образовательная или научная, нужно понимать, как в дальнейшем будет использоваться полученная информация. Согласно проведенным исследованиям, ожидание использования знаний или тестирования улучшает процесс запоминания. В результате мозг лучше систематизирует получаемые данные.
Правильная подготовка к чтению
Чтобы чтение давало лучшее запоминание, необходимо придерживаться стандартных техник:
1.     Выключить лишнее. Не следует слушать музыку, включать видеоролики или фильмы. Также телефон устанавливают в авиа- или беззвучный режим. Все эти процессы негативно влияют на запоминание.
2.     Удобное расположение. Не стоит читать лежа или полусидя. Уже через несколько минут можно уснуть, особенно если информация в учебнике сложная для восприятия. Чтение рекомендовано за письменным столом. Если зрение плохое, важно использовать линзы или очки, держать книгу на достаточном расстоянии.
3.     Формирование цели. Глобально это может быть хорошее прохождение ЕГЭ по изучаемой дисциплине. Но также целью становится освоение специальности в будущем, карьерные или научные достижения.
 
Обратите внимание! Следует помнить, что для мозга важна ясность. Чем точнее он понимает, для чего нужны новые сведения, тем лучше усваивается информация.
Правильная подготовка к чтению
Одним из эффективных приемов становится деление всего текста на части. Не следует читать учебник за один или несколько дней. Мозг вряд ли запомнит такой объем новой информации.
 
Хороший результат дают стикеры и маркеры. Страница с плотным и однообразным текстом отличается сложностью восприятия. Необходимо выделять важные моменты и нюансы, для чего используются короткие записи, или вклейки с короткими фразами. Это дает установку мозгу запоминать важные нюансы. Также показывают эффективность электронные заметки.
 
Вдумчивое чтение – один из самых важных приемов, дающих хорошее запоминание. Необходима максимальная концентрация на том, что находится перед глазами. При этом не следует отвлекаться на развлечения или сторонние мысли, особенно если на следующий день запланирован отдых.
 
Также специалисты советуют читать с вопросами. Нужно делать перерывы в процессе освоения информации, задавать себе важные вопросы об освоенном материале. Первым из них становится, о чем был прочитанный абзац или параграф. Полезно вспоминать факты, формулы или цифры.
Приемы осознанного чтения
Существуют действенные рекомендации, которые дают эффект во время чтения в рамках подготовки к единому государственному экзамену:
1.     Изучение структуры издания. Если знать основные части книги, можно понимать, как составлять план воспроизводства текста. Этот процесс активирует долговременную память, чтение становится более эффективным и осмысленным.
2.     Определение основных целей. Когда предстоит изучать образовательную или научную литературу, нужно понимать возможности по применению новой информации.
3.     Метод активного чтения. К таким приемам относит выполнение заметок, выделение текста, пересказ прочитанного, формирование вопросов к пройденной теме.
4.     Ведение читательского дневника. Можно записывать информацию обо всех прочитанных книгах и освоенных методических материалах. Также вносятся издания, с которыми планируется ознакомиться. Полезно вносить реалистичные сроки для прочтения учебных материалов, что позволяет эффективно поддерживать дисциплину.
5.     Регулярные перерывы. Мозг лучше усваивать информацию, если учиться регулярно в определенные часы. Если учиться постоянно и слишком долго, человек начинает отвлекаться на ненужную информацию, что приводит к ухудшению образовательного процесса.
6.     Повторение прочитанного. Необходимо периодически возвращаться к ранее сделанных заметкам или конспектам, повторять важную информацию и основные идеи или мысли.
7.     Ассоциации с ранее известным. Если планируется изучать химию, можно подумать о химических процессах любимых напитков. Таким же образом можно использовать ассоциации при изучении других дисциплин.
 
Таким образом, осознанное чтение – основной фактор успеха при подготовке к ЕГЭ по любым предметам. Помогает ведение читательского дневника, ассоциации с уже известными факторами, повторение, внедрение методики активного чтения. Еще важно регулярно делать перерывы, чтобы было время на усвоение полученной информации.
Рекомендации по осознанному чтению в рамках подготовки к ЕГЭ