ОГЭ по математике — самый сложный экзамен. К нему тяжело подготовиться самостоятельно, и не только из-за проблем с самодисциплиной. Если в школе в неделю предусмотрено 3-4 часа алгебры и два часа геометрии, то это даст только базовый уровень. А ОГЭ предусматривает задания также повышенного и высокого уровней. Лучше всего — записаться на курсы подготовки в экспертном центре. Но кое-что можно сделать самостоятельно.
Всего школьнику предстоит решить 25 заданий. Они разделены на два модуля — "Алгебра" (17 заданий) и "Геометрия" (8 заданий). Всего в этих блоках представлено 6 заданий повышенного и высокого уровня сложности, которые требуют развернутого ответа. Остальное — это базовые задания, ответ должен быть кратким. Максимальное количество баллов — 31. Но для того, чтобы считалось, что экзамен сдан успешно, достаточно набрать 8 баллов, причем два должны быть получены за блок с геометрическими заданиями. Всего на решение задач отводится 3 часа.
Практика показывает, что больше всего проблем возникает с такими заданиями как:
●исследование функций и построение их графиков — этому следует уделить больше внимания при подготовке, потому что многие часто пытаются угадывать ответы, вместо того чтобы на черновике построить логическую цепочку;
●решение алгебраических выражений, которые сначала нужно упростить;
●работа с корнями (если выучить таблицу, то потом на такие задания будет уходить меньше времени);
●задания, в которых нужно переходить от одной размерности к другой;
●выражения, в которых меняется знак — многие школьники торопятся и не обращают на это внимания.
Приведенные сложности касаются в основном раздела "Алгебра". Но и в геометрии встречаются "подводные камни". Чаще всего ошибки встречаются в заданиях, связанных с такими темами как подобие треугольников или вписанные углы. Чтобы понять, какие трудности могут возникнуть при решении задач, стоит посмотреть разборы ОГЭ по математике за предыдущий год.
Меньше трудностей вызывают задания, связанные с чтением таблиц и диаграмм, а также определением вероятности события. Но это не означает, что им при подготовке не нужно уделять время.
План подготовки
Как и при подготовке к другим экзаменам, план должен включать:
1.Изучение нормативов ФИПИ, чтобы заранее знать требования, а также темы, к которым следует готовиться (это алгебраические выражения, уравнения, последовательности, теория вероятностей, геометрия и т.д.).
2.Подбор литературы. Можно пользоваться не только учебником, но и дополнительными пособиями. Но они должны быть одобрены ФИПИ.
3.Просмотр демоверсии ОГЭ. Нужно попробовать пройти ее и проанализировать, с какими темами дела обстоят хуже, чтобы потом можно было уделить им больше внимания.
План составляется так, чтобы хватило времени и на изучение материала, и на его повторение. Лучше всего двигаться от простых тем к более сложным. И самый важный момент — нужно заниматься регулярно, следуя графику. Это требует самодисциплины и часто является самой сложной частью подготовки. Учеба на курсах позволяет избежать таких проблем.
Ппрактические советы
При подготовке есть нюансы, которым нужно уделить особое внимание. Это:
1.Знакомство с бланками. Многие оставляют его на последний момент, толком не разбираются, и в результате теряют время на экзамене или делают глупые ошибки. Лучше запланировать знакомство с самого начала, а потом написать 2-3 пробника. Тогда на экзамене все будет значительно проще.
2.Изучение справочного материала в КИМ. Он может значительно упростить решение задач на экзамене.
3.Головоломки, математические фокусы, освоение устного счета — это только кажется пустой тратой времени. На самом деле такие вещи тренируют логику и облегчают изучение сухого академического материала.
4.Лайфхаки, которым не учат в школе. Например, это метод Пика, который удобно использовать при нахождении площади многоугольников с целочисленными вершинами, или Пифагоровы тройки — они позволяют легко находить третью сторону в прямоугольном треугольнике и экономят время для решения более сложных задач. Еще один лайфхак — запись условия текстовой задачи с помощью таблицы.
5.Отработка задач по темам. Лучше придерживаться определенной последовательности — сначала разобраться с теорией, затем прорешать соответствующие задачи. Так информация лучше закрепляется.
6.Выработка собственной стратегии на экзамене. Во многом она зависит от поставленной цели. Если нужно просто получить хорошую оценку в аттестат, то достаточно набрать 15 баллов и сосредоточиться на этом. Но если потом математика понадобится для поступления, придется постараться, чтобы получить хороший балл.
7.Планирование времени — дело индивидуальное. Оно зависит от того, как человеку удобнее. Одному проще быстро решить легкие задачи, потом перейти к тем, на которые тратится больше времени. Другой быстро устает, поэтому сложные задачи должен решить в начале экзамена. Тут нет универсального рецепта, кроме одного — выбрать стратегию и сохранять спокойствие.
Часто в школе подготовка к ОГЭ сводится к необходимости прорешать все задачи из сборника. На самом деле это неэффективная стратегия, и лучше от нее сразу отказаться. В таких сборниках обычно представлена пара десятков вариантов, причем большинство заданий однотипные. А потом на экзамене может появиться неприятный сюрприз — тип задач, с которым не успели познакомиться. Поэтому лучше все-таки решать задачи в связке с теорией и не полагаться на готовые ответы из многочисленных сервисов в Интернете — там хватает ошибок.
А еще лучше — записаться на экспертные курсы подготовки к ОГЭ, потому что редко кто может самостоятельно организовать эффективную работу и заниматься подготовкой строго по графику. Но с помощью специалистов удастся достигнуть прекрасных результатов без стресса и сорванных дед-лайнов.