Подготовка к ОГЭ по истории с нуля: советы и план
ОГЭ по истории — сложный экзамен. И не только потому, что нужно выучить много дат. В этом экзамене представлены самые разноплановые задания, которые потребуют высокого уровня общей эрудиции. Это — экзамен по выбору. Часто его выбирают те, кто потом собирается поступать в профильные вузы. И хотя подготовиться к нему можно самостоятельно, это отнимет очень много времени. Поэтому лучше посещать курсы подготовки в экспертном центре.
В настоящее время в экзамен входят 24 задания. Помимо истории России, от школьников требуется знание мировой истории (по ней предусмотрено три вопроса). Поэтому нужно выучить хотя бы основные даты зарубежной истории и знать мировых деятелей.
Все задания делятся на две части. В одной из них — 17 вопросов, требующих кратких ответов. Они могут также включать работу с картами и вопросы по культуре. Вторая часть — это задания повышенного уровня сложности, которые уже потребуют развернутого ответа. На экзамен отводится 180 минут.
Подводные камни
Хотя история кажется простым предметом, на самом деле в подготовке к ОГЭ есть свои подводные камни:
1.Много заданий относятся к истории начала ХХ века, а это революции и Гражданская война. Но для того, чтобы понять причины этих событий, нужно хорошо разбираться в экономической и политической истории XIX века, а многим школьникам не хватает знаний и навыков, чтобы выстраивать сложные причинно-следственные связи.
2.Задания, связанные с историей русских географических экспедиций. В основном сложности заключаются в том, что школьник плохо ориентируется по карте, нужно больше внимания уделить этому вопросу.
3.Задания, связанные с историей развития культуры. Нужно хорошо разбираться в архитектуре, живописи и т.д.
Меньше всего проблем возникает с историей XVIII-XIX веков, поскольку в школьной программе она преподается практически параллельно с литературой этого периода, поэтому возникает больше зацепок-ассоциаций. А вот литературу ХХ века школьники изучают позже, поэтому в этом случае возникает меньше ассоциаций.
Для успешной сдачи экзамена занятия должны быть регулярными. Поэтому планировать их нужно так, чтобы в неделю они занимали хотя бы 3-4 часа, без учета школьных занятий. План может быть таким:
Как планировать подготовку?
Есть задания, которые предполагают только соотнесение событий и дат. Но есть и более сложные задания:
Как готовиться к заданиям разного типа?
- Изучение требований и тематики заданий — для этого есть материалы ФИПИ.
- Посмотреть демоверсию ОГЭ за прошлый год. Если есть возможность, то можно посмотреть и разборы заданий за предыдущие годы.
- Пройти демоверсию и проанализировать, какие вопросы даются хуже, какие — лучше (но это не означает, что к легким темам не нужно готовиться).
- Подбор литературы — все источники должны быть одобрены ФИПИ. Дополнительно можно читать тематические журналы или блоги, но основой должны стать актуальные для ОГЭ книги.
- Регулярные занятия и ведение конспектов — можно в виде таблиц, схем и даже рисунков в стиле дудл.
Нужно выделить время для дополнительных занятий — посещение музеев или хотя бы виртуальные экскурсии. Посещать экскурсии можно с семьей или друзьями, это приятные ассоциации, а они улучшают запоминание.
Начало учебного года — это оптимальное время для старта подготовки. Тогда перед экзаменом останется еще как минимум месяц для того, чтобы все повторить.
- Блок, связанный с культурой. Например, нужно выбрать произведения живописи или литературы, относящиеся к одной эпохе. Для этого нужно тренировать то, что дизайнеры и художники называют насмотренностью. Это означает походы в музеи, виртуальные экскурсии по картинным галереям, чтение книг об истории искусства.
- Задания, связанные с картами. Часто школьники их просто пролистывают в учебнике, и напрасно. Потому что карты позволяют лучше запоминать события.
- Задания, связанные с работой с историческими источниками — датировкой, пропущенными фрагментами. В этом случае нужно обращать внимание на имеющиеся в тексте имена, места, даты — это поможет воссоздать картину.
- Аналитические задания. Они предполагают проверку умения сопоставлять данные. Например, по таблице определить, какую информацию о какой эпохе она отражает, или разделить несколько утверждений на факты и тезисы. Это требует только практики, поэтому нужно просто больше тренироваться на пробниках прошлых лет.
- Задания, связанные с поиском исторических аналогий. Они могут касаться событий, не связанных на первый взгляд, но имеющих схожие причины.
Также в экзамен входит задание на внимательность. Там нужно будет исправить фактические ошибки. Но если хорошо знать историю, справиться с ним будет несложно.