Закажите звонок прямо сейчас
Записаться
на консультацию
Ежегодно примерно одно и то же количество школьников выбирает в качестве дополнительного экзамена такой предмет, как литература. Например, в 2022 году по этому предмету экзамен прошло более 49 тысяч человек. А значит в этом году учеников было немного больше, чем в прошлом. Обычно те, кто выбирают в качестве дополнительного предмета литературу, в дальнейшем поступают в гуманитарные ВУЗы, выбирая филологический факультет.

Благодаря экзамену по этому предмету можно понять, насколько выпускники хорошо ориентируются в базовой теории, и могут ли они работать с литературными текстами. Они должны обладать следующими знаниями:
·иметь представление об основных данных по литературной истории, а также по литературной истории;
·анализировать и интерпретировать тексты;
·уметь выделять одинаковы проблемы и темы в разных произведениях, и сопоставлять их;
·давать логичные, грамотные ответы по литературным произведениям;
·размышлять над проблемами произведений, выражать свои мысли по этим проблемам в письменной форме.

Экзамен выполнен в форме двух частей:
1.Эта часть проверяет теоретические знания ученика, а еще их умение анализировать текст.
2.Вторая часть позволяет понять, насколько ученик умеет выбирать темы, писать рассуждение и с умением выражать свои мысли.

Все задания, представленные в ЕГЭ, делятся на три уровня:
·базовые задания;
·задания повышенной сложности;
·задания, предназначенные для учеников с высоким уровнем знаний.

В первой части теста встречаются задания как базового, так и повышенного уровней. Что же до второй части, то здесь задания только высокого уровня.
Если же говорить о содержании тестов, то они обычно состоят из 8 блоков:
·Теория литературы и ее история.
·Литература древнерусских времен.
·Литература 18 века.
·Литература первой половины 19 века.
·Литература второй половины 19 века.
·Литература конца 19 века – начала 20 века.
·Литература 1 половины 20 века.
·Литература 2 половины 20 века – начала 21 века.

Статистика показывает, что в целом школьники справились хорошо. 21% из ни х получили в пределах 80-100%, а 3% смогли набрать 100 баллов.
Даже несмотря на то, что в целом ученики сдают литературу на достаточно высокий балл – все же есть несколько ошибок, которые допускает большинство учеников. Мы разобрали самые популярные из них.
Логические ошибки, которые встречаются в ЕГЭВсе логические ошибки, которые обычно встречаются в ЕГЭ, чаще всего касаются первой части. Здесь нужно будет либо давать краткие ответы, либо выбирать правильные варианты из тех, которые предложены в тесте.

Ошибка 1. Ученик неправильно сопоставляет события и героев
Чаще всего ошибки такого типа встречаются в задании под номером 4. Здесь необходимо соотнести события и героев, которые с ними связаны. Несмотря на кажущуюся простоту задания – с ним справляется чуть больше половины всех учеников.
Для учеников именно задания на сопоставление оказались самыми сложными. По мнению специалистов это говорит о том, что ученики слишком невнимательны к деталям, и слишком поверхностно воспринимают сюжет.

Ошибка 2. Ученики неправильно находят изобразительно-выразительные средства
Вторым местом по сложности является тринадцатый номер. Здесь ученикам было предложено найти художественные приемы и изобразительно-выразительные средства, которые поэт использует в своем произведении.
Главная проблема заключалась в том, что ученикам не давали конкретные термины. Им предстояло самостоятельно найти художественные приемы и написать точные названия.
А вот те задания, где нужно было сопоставлять определения и литературоведческую терминологию, наоборот, выполнялись на отлично. А это говорит о том, что у учеников возникают проблемы там, где теоретические знания нужно использовать на практике.

Ошибка 3. Приведение неточных примеров героев из иных произведений
Еще одна задача, с которой у школьников возникли затруднения – это поиск примеров, позаимствованных из других произведений. У выпускников просят найти примеры, где проблематика и сюжетная линия совпадают с центральными.
Основная трудность здесь заключается в том, что ученики слишком мало читают, и не умеют анализировать события и персонажей.

Ошибка 4. Путаница в схожих терминах
Те вопросы, которые касаются основных терминов по литературе, не вызвали у учеников особых затруднений. Но те термины, которые схожи по смыслу, либо звучат очень похоже, ввели некоторых выпускников в заблуждение. Например, ученики путали такие термины, как «течение» и «направление», «рифма» и «рифмовка», «конфликт» и «контраст», «сравнение» и «противопоставление».
Но если говорить в целом, то этот блок был сдан довольно успешно. Обычно литературная терминология не вызывает у учеников особых затруднений. Больше 80% верно соотнесли термин и его определение.
2023-02-10
Ошибки, которые встречаются в ЕГЭ чаще всего
Ошибки, которые встречаются в сочинении при написании ЕГЭ по литературе
Здесь собраны ошибки, которые чаще всего встречаются во второй части задания. Ученик при написании сочинения должен уметь следующее:
·сопоставлять несколько произведений по различным аспекта;
·при обосновании выводов опираться на цитаты, которые встречаются в литературных произведениях;
·использовать фактический материал, а не пересказ сюжетной линии.

Отсутствие логической последовательности, когда сопоставляются два текста – это довольно частая ошибка, которая встречается по литературе в ЕГЭ.

Распространенные ошибки на ЕГЭ по литературе

Литература