Химия – одна из тех предметов, которые часто выбираются для сдачи по ЕГЭ. Вот почему по ней встречается так много ошибок, которые лучше изучить заранее. Ведь даже небольшой недочет может привести к тому, что с ученика снимут балл.
Считается, что наибольшее количество ошибок допускается во второй части, где представлены более сложные задания, а от ученика требуется развернутый ответ. Но это не так. Во всех частях встречаются задания по органической и неорганической химии, требующие решения задач. Вот почему ошибки и в первой, и во второй части встречаются с одинаковой частотой.
Если говорить о блоке «Общая и неорганическая химия», то в 2020 году больше всего ошибок встречалось в заданиях 17, 18, 22, 29, 30, 31. Именно в этих заданиях встречается самое большое количество ошибок.
Больше всего трудностей было у учеников в задании «Классификация химических реакций в неорганической и органической химии». Единственная причина этого – изменение формы ответа: теперь нужно выбирать не два правильных фиксированных ответа. Количество правильных ответов может быть от 2 до 4.
При выполнении задания нужно тщательно вчитываться в его формулировку. Например, иногда нужно выбрать не правильный ответ, а вариант «это утверждение неверно». В 2022 году такие варианты ответов были в заданиях 12, 17 и18.
Видимо та же причина привела и к тому, что оказались низкие результаты в 18 номере. При выполнении этого задания следует помнить, что все факторы, которые влияют на скорость реакции, условно можно отнести к левой части уравнения.
Общая, неорганическая химия
Источники, помогающие подготовиться к ЕГЭ по химии
Понятно, что высокий балл по химии не будет начислен просто так. К экзамену нужно готовиться заранее, выполнять практические задания и постоянно повторять теорию. Все эти здания имеются в открытом доступе на сайте ФИПИ. Также по желанию можно будет просмотреть вебинары, где разбираются задания по ЕГЭ. Найти их можно на сайте РЦОИ г. Москва.
Также существуют и иные способы подготовки. Например, это может быть диагностика, выполненная в формате ЕГЭ. Здесь вы можете проверить свои знания, а также потренироваться выполнять задания по ЕГЭ. Такой тип диагностики доступен в Центре независимой диагностики Московского центра качества образования. Для того чтобы записаться на диагностику – достаточно пройти в раздел Центра, пройдя на сайт МЦКО.
Еще один способ подтянуть свои знания – это пройти в библиотеку «Московской электронной школы». Здесь имеется виртуальная лаборатория, благодаря которой школьники смогут совершенно безопасно проводить опыты посредством планшета или компьютера, а затем использовать знания, полученные в процессе, на практике. Вы можете использовать все эти способы по отдельности, а можете выбрать один наиболее подходящий вам.
Если говорить о блоке «Органическая химия», то здесь самое большое количество ошибок было допущено в таких номерах, как 11, 13, 16, 32 и 34.
Например, рассмотрим номер 11. При его выполнении следует помнить, что гомологи – это представители одного класса с разным числом атомов. Что же до изомеров, то они могут принадлежать как к одному классу, так и к нескольким, но число атомов у них всегда одинаковое.
Если выполняете задания, касающиеся органической химии, то помните, что химические свойства веществ одного класса позволяют получить вещества другого класса. Соответственно, если вы забыли, с чем реагируют спирты, то наверное вспомните, из чего получают альдегиды. Поэтому в процессе написания ЕГЭ нужно обязательно внимательно читать задание. Вполне возможно, что вы найдете для себя здесь важные подсказки, которые помогут вам правильно решить задание.
Еще одна вечная проблема учеников – это задание 32. Из года в год цепочка превращений органических веществ вызывает у учеников множество проблем. Загвоздка кроется в формуле органических веществ: вместо структурной формулы записывают молекулярную формулу, добавление лишней черты к азоту образует несуществующий пятивалентный азот, а написание бензольного кольца с написанными выше атомами углерода также является неправильным.
Помимо того, что неправильно записываются продукты реакции, также имеются и другие недочеты – например, теряются побочные продукты, а также пропускаются коэффициенты.
А еще вместо реакции частенько записывается схема, что является неправильным, так как в схеме что реагенты, что побочные продукты записываются не в строке, а над стрелочкой. Не стоит делать так. Вроде бы правильное решение, но неверно записанное, приводит к тому, что ученик теряет баллы.
Получается, что когда вы будете готовиться к ЕГЭ по химии – самым важным будет выделить необходимую информацию, проанализировать ее, а затем зафиксировать на бланке этапы решения задачи. Только если вы будете правильно читать задание – сможете справиться с заданием.
При выполнении части А разделите работу на несколько этапов. На первом этапе пропускайте все слишком трудное для вас. На втором этапе думайте над тем, что осталось. Если после решения остались пустые ответы, но вы в них не уверены – попробуйте угадать. Вы ничего не теряете, если ответ будет неправильным.
Когда будете работать над сложными заданиями – решите, не поможет ли вам периодическая система, таблица растворимости и/или ряд напряжений металлов.
Если в задании, по вашему мнению, может быть, несколько верных вариантов, то вначале еще раз перечитайте формулировку вопроса. Вернули вы его поняли, не пропустили ли отрицание? Не путаете ли возможность с практикой? После этого рекомендуем вам выбрать самый очевидный вариант. Помните о том, что в части А проверяются самые очевидные вещи.
Иногда в тесте встречаются вопросы с «подвохом». Например, вас могут спросить, какой металл взаимодействует с водой – алюминий, натрий или железо. При решении этой задачи вспомните, что кастрюли и трубы выполняют все же не из натрия.
Если вы считаете, что в тесте нет ни одного верного вопроса, то лучше перечитать задание. Посмотрите, правильно ли вы его поняли, и нет ли в нем отрицания. Если же и это не помогло, то вспомните, что во многих правилах в химии есть отрицание. Поэтому при решении задания вам нужно подучать, нет ли у представленного вещества особых свойств, особых условий при проведении реакции.
При работе с частью В следует учитывать следующие нюансы:
·Не нужно сразу же вносить ответы в бланк ответов. Вначале их можно записать в тексте задания, внося в специально отведенные для этого поля или таблички. И только после этого переносите в бланк ответов.
·Если речь идет о заданиях со свободным кратким ответом, то они будут выполнены правильно только в том случае, если правильно указана последовательность цифр или число.
·Если в В1-В8 написан полный правильный ответ, то за него начисляется 2 балла. Если же ответ в тех же заданиях неполный, то за него начисляется только 1 балл. Наконец, если ответа нет, либо он отсутствует, то баллов не начисляется вообще.
При выполнении части С акцентируйте внимание на следующие моменты:
1.Коэффициент трудности в С части большой, поэтому один балл в этой части может стоить несколько баллов в А части. Вот почему часть С не менее важна, чем остальные, и в ней нужно попробовать сделать хотя бы несколько заданий.
2.Важно, чтобы хотя бы что-то написанное в этой части было написано максимально разборчиво.
В целом же, если вы заранее готовились к ЕГЭ, то оно не должно вызвать у вас затруднения.
Как повысить качество работы для разных частей
Распространенные ошибки на ЕГЭ по химии