Если получить высокий балл на ЕГЭ по биологии, то это будет хорошей перспективой для поступления в ветеринарные, психологические, медицинские и иные высшие учебные заведения. Но чтобы достичь желаемых результатов – нужно усердно готовиться. Предлагаем вам изучить самые распространенные ошибки, которые обычно встречаются на ЕГЭ по биологии. Возможно, вы не и сдадите экзамен на отлично, но зато сможете существенно поднять свой средний балл.
Всего в ЕГЭ по биологии входит семь частей. Все эти части касаются самых разных разделов биологии. Например, вас могут спросить, о чем в целом рассказывает такая наука, как биология. Есть здесь и темы, рассматривающие отдельные клетки. Здесь же встречаются темы, касающиеся тела человека, его органов, располагающихся в той или иной части тела. Отдельно располагаются вопросы, касающиеся эволюции человека и живой природы в целом. Вас попросят рассказать, насколько многообразна система органического мира.
Всего в тесте задания разделены на три уровня сложности:
·уровень базового типа;
·уровень повышенной сложности;
·самый высокий уровень сложности.
Здесь следует добавить, что биология стала самым распространенным экзаменом по выбору у учеников. Рассмотрим ошибки, которые допускались учениками чаще всего в этих блоках.
Биология как наука
С этим блоком справились боле 50% всех учеников. Главные затруднения возникли из-за смены формата вопросов. Теперь ученики не смогут выбрать правильный ответ – им нужно дописать недостающее слово. Ошибки были следующими:
·примеры не соотносятся с терминами;
·ученики плохо разбираются в биологических лабораторных исследованиях.
Клетка в качестве биологической системы
В каждом варианте в этом разделе встречается от 4 до 5 заданий. В этой части с вопросами справилось более 80% учеников. Но, даже несмотря на столь высокий показатель, здесь все равно встречаются темы, которые вызвали затруднение у учеников:
·понятия о строении ДНК и хромосомах;
·определение числа молекул по имеющимся параметрам;
·установление взаимосвязи органических веществ клетки, понимание их функционирования;
·определение фазы мейоза и митоза, знание того, как хромосомы изменяются в каждой фазе;
·разбираться, как происходит энергетический обмен и фотосинтез, уметь отличать эти процессы.
В процессе исследования было выявлено, что только 33% всех учеников умеет воспользоваться таблицами генетического кода.
Организм, выступающий в качестве биологической системы
В среднем ученики справляются с этим блоком неплохо. Самый низкий процент ответа по 7 вопросу – он чуть более 50%. В этом задании ученика проверяют, насколько эффективно он справляется с терминологией. Однако, как видите, результаты не очень высоки.
Система и многообразие органического мира
В этом блоке ученики должны разбираться в характеристиках разных биологических категорий, а также устанавливать верные последовательности.
С заданием в этом блоке справились 70% учеников. Здесь можно было встретить следующие задания: «Найдите ошибочные заявления в тексте, а затем исправьте их». Больше всего ошибок возникло в вопросе с моллюсками. Только 4% учащихся смогли найти ошибки в этом задании.
Человеческий организм и его здоровье
В этом разделе больше всего задач на строение человека. Также экзаменаторов интересует, известны ли ученикам санитарные нормы и правила здорового образа жизни.
Как оказалось, этот блок вызвал у учеников немало затруднений. С ним справились менее 50%. Интересно что 15 и 23% отнести такие органы, как печень и селезенка, к эндокринной системе.
Эволюция живой природы
Здесь у выпускников проверялись знания эволюционных процессов, понятий и терминов. Как оказалось, будущие студенты лучше всего разбираются в теме «Вид и критерии вида». С этой темой справились практически 80% всех учеников. А вот те темы, которые вызвали у них затруднение:
·Описать, как происходила движущая сила эволюции.
·Найти взаимосвязь между классами животных и ароморфозами.
·Описать те условия, при которых возникла жизнь, и указать, в какой последовательности они происходили.
·На примере рассказать о факторах эволюции.
·Перечислить, как могут адаптироваться разные виды, если условия жизни на планете поменяются.
Раздел с экосистемой
Если говорить об этом разделе, то здесь школьники должны доказать, что они понимают, как существует экосистема, видят сложные взаимосвязи, а также могут предвидеть последствия.
По мнению специалистов с этим блоком вполне сносно справилось большинство учеников. Затруднение вызвало лишь несколько заданий:
·ориентируясь на рисунки, определить экологические группы;
·объяснить, почему, если использовать химические средства, которые борются с насекомыми, хищники также погибают.
Обобщая все вышесказанное, можно заключить, что современные выпускники плохо анализируют информацию, указанную в задании, а еще не умеют применять выученные теоретические знания на практике.