Что понимают под таким определением, как профориентация? Это целый комплекс мер, который позволяет человеку определиться с выбором профессии согласно особенностям его личности. Профориентация может быть полезна как для подрастающей молодежи, так и для ориентации безработных. Профориентация включает в себя целый комплекс действий, среди которых повышение квалификации с учетом особенностей личности, смена рода занятий, практическая помощь в выборе профессии, становление и самоопределение личности, и так далее. Все это происходит с учетом потребностей рынка труда.
Комплекс профориентации включает в себя проведение теста, а затем его разбор при помощи специалиста в виде личной беседы. Акцент в процессе тестирования делается именно на личную беседу, так как сами тесты не могут ответить на все вопросы в полной мере, а значит человеку будет тяжело решить, в какое учебное заведение он желает поступить, какую профессию хочет выбрать
Профориентационные услуги обычно предоставляются следующей группе людей:
·предвыпускникам и выпускникам, которые находятся на пути к выпускному классу;
·безработным, которые числятся на учете в службе занятости;
·гражданам незанятого типа;
·лицам, которые попали под сокращение.
Существует несколько типов целей, которые преследуются при проведении профориентации:
·создание условий, при которых личность может самостоятельно выбрать путь самореализации, подобрать ту профессию, которая подходит человеку более всего;
·достижение равенства между психологическими качествами человека, а также его профессиональными качествами с учетом потребностей рынка труда;
·прогнозирование успеха сотрудника в какой-либо из сфер;
·содействие росту профессиональной личности человека, его максимальной реализации с учетом индивидуального потенциала.
Профориентация преследует несколько задач:
·понижение несоответствия между предложением и спросом на рынке;
·создание более совершенной системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации;
·развитие психологической и социальной поддержки для молодежи, которая только ищет работу, и безработных.
Всего профессиональная ориентация включает в себя сразу несколько этапов:
·Посвящение. На этом этапе выпускников посвящают с современными типами трудовой деятельности, психологическими и экономическими особенностями разных профессий, потребностями в тех кадрах, которые имеют достаточную квалификацию, а также с требованиями, которые предъявляются к каждому типу профессий. Благодаря этому ученик уже заранее узнает, как он может вырасти в профессиональной области, и как может совершенствоваться в той или другой трудовой деятельности. Благодаря такому посвящению у молодежи появляются мотивация, так как они осознают, какие имеют возможности, и как будет оцениваться их труд.
·Следующий этап – это профессиональное консультирование. Благодаря этому этапу молодежь сможет определиться, в каком направлении ей стоит двигаться, какая из профессий соответствует их физиологическим и психическим особенностям. Для этого проводится несколько типов тестов – в том числе медицинские, психофизиологические и психологические.
·Оказание психологической поддержки. Это методика, благодаря которой выпускник может немного расслабиться, снять психологическую напряженность. Благодаря этому у него появляется настрой и уверенность в будущем.
Профориентация имеет огромное значение, когда нужно выбрать будущую профессию. Целью данной методики является выработка сознательности к труду, самоопределение в соответствии со своими знаниями и возможностями. При этом молодежь должна учитывать возможности, представленные на рынке труда.
Каждый год огромное количество выпускников оканчивает школы с очень высоким баллом. Однако совсем небольшое количество из этих учеников достигает высоких успехов и становится специалистами с высокой квалификацией. Причин на то существует сразу несколько.
Основная причина здесь заключается в том, что ученики не умеют выбирать правильную профессию. Чаще всего ученики выбирают свою будущую профессию по случайным критериям. Например, выпускники опираются на профессию родителей, а также на их личное мнение. Также Вуз выбирается в зависимости от близости ВУЗа от дома. Если выпускник опирается на эти факторы, то это говорит лишь о том, что он еще не определился с выбором профессии, и не умеет, либо не учитывает собственные предпочтения. Как результат – человек занимается нелюбимым делом, к которому у него не лежит душа, и к которому у него нет природных склонностей.
Как видите, выбор правильной профессии – это гораздо более важно, чем накопленный в школе багаж знаний и положительные четвертные оценки. Уровень освоения будущей профессии и факторы для адекватного выбора позволяют выбрать наиболее подходящую профессию, улучшить качество жизни и повлиять на все стороны жизни в дальнейшем. Если заранее пройти профориентацию, еще на этапе выбора, то можно стать успешным и преуспевающим в своей профессии, достигнуть небывалых высот и стать состоявшимся человеком.
Как видите, профориентация является очень важным моментом, который позволяет в несколько раз увеличить свое качество жизни в дальнейшем. При испытании, проведенном специалистами, 80% учеников, которые прошли профориентацию, нашли себя в своей профессии и стали преуспевающими специалистами. И только 20% остались среднестатистическими специалистами, которые утверждают, что их профессия не интересует. Вот почему профориентация имеет столь высокое значение в жизни молодежи и безработных людей.