Verification:97ae85c3bd938788
Закажите звонок прямо сейчас
Записаться
на консультацию

Историческое сочинение на ЕГЭ: как набрать максимум баллов без «воды»

Задание 21 по истории на ЕГЭ для многих выпускников кажется ночным кошмаром. Кажется, что нужно быть писателем, историком и аналитиком в одном лице. Но это миф. Историческое сочинение – это не творческий конкурс, а задача с четкими правилами и критериями. Чтобы набрать максимум, нужно не лить «воду», а строить ответ как инженер из готовых, проверенных блоков. Пошаговый план по созданию «сухого», но максимально эффективного сочинения, которое эксперты оценят по достоинству, позволит получить максимум баллов по ЕГЭ.

Рекомендуется забыть о красивых и водных предложениях. Каждое слово должно работать на конкретный балл. Если предложение не помогает закрыть один из критериев, его рекомендуется вычеркнуть. Существует ряд критерием ФИПИ, который нужно придерживаться.
2025-06-12
Написание исторического сочинения требует придерживаться таких этапов:

1.     Внимательно прочитать тезис. Определить ключевые понятия, хронологические рамки и суть спора.
2.     Заметки на черновике. Рекомендуется выписать в две колонки все факты, имена, даты, законы, события, которые приходят на ум по данной теме.
3.     Выбрать лучшие факты. Из данного списка нужно выбрать по одному самому сильному, конкретному и бесспорному факту с каждой стороны.
4.     Сформулируйте аргументы. Прописать на черновике оба аргумента с тезисами, фактами и появлениями.
5.     Переписать сочинение на чистовик, следуя структуре.
6.     Перечитать текст на предмет фактических, логических и грамматических ошибок.

Историческое сочинение – возможность продемонстрировать глубину своих знаний и аналитические способности. Для его написания на высокий балл важно практиковаться, разбирать разные точки зрения, учиться видеть в истории не набор фактов, а живой процесс, полный противоречий. Но не нужно лить воду для увеличения объема. Это приведет только к снятию баллов. Лучше написать меньше, но по теме. И тогда это задание станет ключом к высокому баллу.
Критерии К5, К6, К7: Термины, ошибки и форма
Для каждого исторического периода существует свой набор ключевых понятий. Важно использовать в тексте 1-2 таких термина, уместных для эпохи, например, для одного периода — «вотчина», «поместье», для другого – «индустриализация», «коллективизация». Не нужно давать им определения, главное – употребить их к месту.

Важно, чтобы в тексте не было ошибок. Если имеются сомнения в дате, имени или детали, лучше ее вообще не указывать. Лучше не получить балл, чем потерять его из-за ошибки. «Вода» часто приводит к ошибкам, когда автор пытается украсить текст вымышленными подробностями.

Если следовать всем советам выше, по форме автоматически получится связный текст, а не набор тезисов. Этот балл ставится почти всегда, если работа не написана в виде плана.
Критерий К4: Влияние событий периода на дальнейшую историю России
В данном случае нужно написать, как события данного периода отразились за его хронологическими рамками. Делать это нужно без воды. Необходим личное мнение человека, который пишет. Поэтому нужно избегать абстрактных фраз о важном вкладе в историю или огромном влиянии на потомков. Нужна конкретика, за которую можно получить баллы.

Поэтому нужно показать, как конкретный результат события, произошедшего в определенном периоде, проявился в более позднюю эпоху. Например, как принятый закон стал основой для законодательства следующего правителя, созданный орган власти просуществовал до XX века или как социальные процессы, запущенные в этот период, привели к кризису в следующем столетии. Экзаменующийся должен продемонстрировать понимание непрерывности истории.
Критерий К3: Две причинно-следственные связи
Нужно показать, как одно событие или явление стало причиной другого. Чтобы сделать это без воды, нужно использовать четкие слова-связки: «это привело к…», «причиной этого стало…», «следствием этого явилось…», «это послужило поводом для…». Связь должна быть прямой и очевидной, а не философской.

Можно показать, как одно событие, например, принятие закона, поражение в войне, экономический кризис, напрямую породило другое, например, начало реформ, народное выступление, изменение внешней политики. Не нужно рассуждать о глубинных исторических предпосылках. Нужна четкая логическая цепь. При водном ответе экзаменатор может не дать баллы.
Критерий К2: Две исторические личности и их роль
Это самый коварный критерий, где теряется большинство баллов. Школьнику нужно назвать две личности, связанные с указанными событиями, и описать их конкретную роль. Это должно быть активное, осмысленное действие, которое повлияло на ход или результат события. Ключ к успеху – глаголы совершенного вида, обозначающие единичное, конкретное действие.

Не засчитают общие фразы о связи личности с конкретным событием. Необходимо понимание, что он сделан и как это повлияло на событие. Он мог подписать указ, разработать законопроект, отдать приказ о наступлении, произнести речь, повлиявшую на других, создать организацию, возглавить конкретное сражение. Это действие должно быть точечным и иметь видимый результат в рамках события.
Критерий К1: Указание событий
В сочинении нужно назвать два события, относящихся к выбранному периоду. Не нужно описывать событие целиком. Достаточно четко его назвать. Вместо рассуждений о значимости процесса нужно просто констатировать факт. Поэтому нужно избегать длинных предложений, описывающих, как событие «всколыхнуло всю страну» или «стало поворотным моментом».

Для получения баллов нужно лаконично указать общепринятое название события или процесса, а при возможности и хронологические рамки. Поэтому при подготовке нужно заучивать важные исторические события, чтобы не ошибиться в названии и правильно указать даты.
Пошаговый план действий на экзамене