Санкт-Петербург, Московский проспект д. 2/6 info@expert-ege.ru +7 981 70-90-100 Заказать обратный звонок Оплата

6 лайфхаков к заданиям с иллюстративным материалом или исторический инстаграм

История

6 лайфхаков к заданиям с иллюстративным материалом или исторический инстаграм

Константин Битюков, к.и.н., эксперт

Как выучить все эти картины, здания и храмы?! Как запомнить, кто их строил и в каком стиле?! Ответ прост и парадоксален: нужно знать лишь век или период правления, к которому относятся эти памятники культуры!

В этой статье мы расскажем тебе:

  • об особенностях заданий 18 и 19 в ЕГЭ по истории;
  • 6 лайфхаков к заданиям с иллюстрациями;
  • о разновидностях иллюстраций и примерах работы с ними.

Особенности заданий 18 и 19 в ЕГЭ по истории 

На марке есть подсказки ко всем положениям. 1) Тухачевский подвергся репрессиям: на марке дата его смерти — 1937 год, эпоха террора. 2) Он родился до правления Николая II, который начал править с 1894 года. 3) На карте позади Тухачевского Уфа, расположенная в Предуралье. Это никак не Первая мировая война. 4) Великая Отечественная началась в 1941, а жизнь Тухачевского завершилась за 4 года до этого. 5) Марка была выпущена при Хрущеве, который правил в 1953-1964 годах. Год выпуск марки — 1963 — укладывается в этот период. Ответы: 1,5.

В последние три года авторы ЕГЭ ставят в 18 задания не произведения искусства, а изображения с исторической информацией. Это карикатуры и памятники, медали и ордена, монеты и марки, плакаты и афиши.

Могут попадаться исторические картины, но вопросы будут относиться к их сюжету, а не к художнику или эпохе. Поэтому точная информация о произведениях искусства не потребуется.

К изображению приводится пять положений, два из которых верны. Задание 18 оценивается в 1 первичный балл.

Подсказки на монетах красноречивы: на марке с Тухачевским были даты его жизни: 1893-1937 годы. 1) Великая Отечественная война была явно позже))) 2) 170 лет (на монете) даже от современной даты будут приходиться на период до рождения Тухачевского. А если вы знаете дату строительства первой железной дороги Петербург-Царское село — 1837 год — все станет очевидным. Значит, остальные изображения подходят! 3) I Государственная Дума и 4) приход большевиков к власти произошли при жизни Тухачевского. Верные ответы: 3, 4

В задании 19 нужно выбрать две из четырех иллюстраций, связанных с веком, правлением, темой предыдущего изображения.

Четыре изображения тоже содержат подсказки, только их надо суметь прочитать. Если это монеты, медали, плакаты или марки — на них есть даты или события. Надо лишь пересчитать дату юбилея.

Если это картины, иконы, памятники, храмы или соборы — ты должен знать их век или правление. Но не название или стиль! Наоборот, по стилю и художественным особенностям ты вычислишь правильный ответ.

Задание оценивается в 1 первичный балл.

До 2018 года нужно было выбрать лишь одно изображение. Если тебе при подготовке попалось такое задание — оно устарело.

6 лайфхаков или алгоритм анализа иллюстраций
Главное при решении заданий 18 и 19 — научись добывать информацию о событии из изображений марки (карикатуры, монеты, плаката, картины, памятника). 6 лайфхаков — это 6 вопросов, как в стихотворении Р. Киплинга:

Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых,
И все, что вижу я вокруг —
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.

Эти вопросы и есть алгоритм анализа:

  • Кто изображен или что изображено? Каким образом это можно понять? (символы)
  • Что происходит? Что в иллюстрации дает основание для таких выводов?
  • Где это происходит? Как вы это поняли?
  • Когда (в каком веке, десятилетии) происходят события? Каковы приметы эпохи?
  • Как изображены герои и события? Каково отношение автора? Почему вы так решили?
  • Почему у автора такое отношение?

Ты легко запомнишь алгоритм из вопросов «Кто? Что? Где? Когда? Каким образом? Почему?» и сможешь проанализировать иллюстрации. Иногда для ответа достаточно и первых четырех вопросов. Отдельно тебе надо научиться соотносить полученные результаты с имеющимися знаниями по истории.

О разновидностях иллюстраций и примерах работы с ними
Разберем на примерах, как ты сможешь применить алгоритм.

Монеты

1) Изображённый на монете памятник получил образное название «Медный всадник». 2) Памятник, изображённый на монете, был создан скульптором А. М. Опекушиным. 3) Монета была выпущена в период хрущёвской «оттепели». 4) Памятник, изображённый на монете, был установлен в период правления Анны Иоанновны. 5) Через несколько лет после выпуска монеты город, в котором установлен изображённый на монете памятник, был переименован. Верно 1,5

  1. Что изображено? — Написано «Памятник Петру Первому» и это Медный всадник. На памятнике латинская надпись: Petro primo Catarina secunda (Петру I Екатерина Вторая). Позади памятника силуэт Петропаловского собора и Нева.
  2. Что происходит? — Действия нет.
  3. Где? — Написано «Ленинград», сегодняшний Петербург.
  4. Когда? — Во времена СССР (1922-91) и Ленинграда (1924-91). На монете есть две даты — 1782 (открытие памятника) и 1988 (год выпуска).

 Этой информации тебе достаточно, чтобы ответить на все положения, кроме 2. Ты либо знаешь, что памятник создал Э. Фальконе, либо, знаешь, что Опекушин жил в XIX веке и создал памятник А.С. Пушкину в Москве в 1881 году.

Какие из ниже размещённых почтовых марок посвящены событиям, связанным с правлением государя, которому посвящён изображённый на монете памятник? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны. Ответ: 3, 4

На монете был Петр Первый. Ты без туда узнаешь его на марках 3 и 4.

Есть и другой способ. Если ты не узнал Петра — на марках 3 и 4 написаны сражения Северной войны — Гангут и Полтава. Это и есть верный ответ.

Третий способ — метод исключения. На монете у памятника была дата: 1782. На марках 1 и 2 стоят юбилеи в 800 и в 300 лет — они явно не связаны с 1782 годом и потому ошибочны.

Политические карикатуры

1) Ситуация, изображённая на карикатуре, характеризует научные дискуссии во второй половине 1940-х гг. 2) В образе профессора, к которому обращается молодой человек, изображён Т. Д. Лысенко. 3) Руководитель страны в период, когда велись научные дискуссии, которым посвящена карикатура, не принимал в этих дискуссиях чью-либо сторону. 4) Мичуринское направление, приверженцем которого является молодой человек, изображённый на карикатуре, было разгромлено в результате вмешательства в научные дискуссии Н. И. Вавилова. 5) Наука, название которой указано справа на карикатуре, была объявлена в СССР лженаукой. Верный ответ: 1, 5.

  1. Кто изображен и что изображено? — Старый профессор в кресле. Перед ним бумажные деревья со словами «Схоластика обыкновенная» и «Генетика формальная». Положительный молодой человек в пиджаке. Все это в журнале «Крокодил», издание газеты «Правда», год издания XXVII, №24, Москва.
  2. Что происходит? — Видимо, спор. «Вам не видно мичуринского сада» из-за схоластики и генетики. Да это послевоенные научные дискуссии! Сторонником мичуринской традиции был Т.Д. Лысенко, сторонниками генетики — последователи Н.И. Вавилова.
  3. Где? — В Москве, написано же, хотя, возможно, и за ее пределами.
  4. Когда? — 27-й год издания советского журнала — 1917+27=1944 — не раньше 1944 года, а, скорее — после войны.
  5. Как изображены герои и события? — Автор явно не любит профессора:он не так хорош, как другой герой и обращение тоже свидетельствует об этом.
  6. Почему у автора такое отношение? — Научные дискуссии привели к гонениям на ученых-генетиков, автор на стороне власти.

Информации на карикатуре достаточно, чтобы ты правильно ответил.

Укажите почтовые марки, выпущенные в годы руководства СССР того же политического деятеля, при котором развернулась научная дискуссия, ставшая поводом для создания карикатуры. В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти марки. Верный ответ: 1, 2.

Послевоенные дискуссии — это период правления Сталина до 1953 года. На марках 1 и 2 — 35 (XXXV) и 30 (XXX) лет со времен прихода большевиков к власти. 1917=30=1947; 1917=35=1952. И 1947, и 1952 годы — период правления Сталина.

Другой способ. XXI съезд был после ХХ, а на ХХ съезде КПСС Хрущев критиковал Сталина. Значит, марка под номером 3 не подходит. «Слово о полку Игореве» — это события 1185 год. 1185 год +800 лет =1985 год, а это никак не Сталин!

Плакат

  1. Кто изображен и что изображено? — Два героя, название кинокомедии «Ирония судьбы или с легким паром» новостройки. Фамилии под рубриками «В главных ролях», «В ролях» и других неразборчивы.
  2. Что происходит? — Женщина с розой и мужчина с портфелем (из которого торчит веник для бани) сидят спиной друг к другу. Перед ними ключи от квартир.
  3. Где? — На афише написано: Москва и Ленинград, (сегодня Петербург).
  4. Когда? — Новостройки относятся к брежневскому периоду и времени после него. Это не «сталинские дома и не «хрущевки».

Информации из плаката достаточно, чтобы исключить положения 1 и 5, подтвердить положение 4. Чтобы оценить положение 3 нужно знать, что единственный фильм, завоевавший приз Канн — «Летят журавли» Михаила Калатозова (1958). Но «Иронию судьбы» перед Новым годом смотрят все. И фамилия режиссера — Эльдара Рязанова — на слуху. А, возможно, вы ее разберете на плакате справа.

Если ты не знаешь времени выхода фильма (1970-е), то догадаться все равно сможешь путем исключения. На плакате 1 — ты видишь Н.С. Хрущева и Ю.А Гагарина, это 1961 год, когда первый космонавт отправился в космос. На изображении 3 написано «Гласность», а это М.С. Горбачев, 1980-е годы. Значит, 1 и 3 из разных десятилетий. За рабочим на плакате 3 написано «БАМ» и «КАМАЗ». Это 1970-е годы. 30 лет Победы (1945+30=1975) — это тоже 1970-е годы. Ты прав, верный ответ: 2, 4!

Культурно-исторические картины

1) Битва, со­бы­тие которой изоб­ра­же­но на картине, за­кон­чи­лась победой рус­ско­го войска. 2) В поединке, изображённом на картине, рус­ский воин остал­ся жив. 3) В битве, изображённой на дан­ной картине, рус­ское войско сра­жа­лось с не­мец­ки­ми рыцарями. 4) События, изображённые на картине, про­изо­шли в XIII в. 5) Русский воин изображён на кар­ти­не слева от зрителя. Верный ответ: 1, 5.

  1. Кто изображен и что изображено? — Два конных воина, один из них в древнерусских латах, другой в восточной одежде. Позади каждого из них на поле стоят войска.
  2. Что происходит? — Это конный поединок перед началом битвы.
  3. Где? — На поле. По предыдущей информации это поединок либо на Куликовом поле, либо с печенегами. Тут не степняки, а восточный наряд. Это Куликово поле.
  4. Когда? — Это Куликовская битва, 1380 год, XIV век.

Этой информации достаточно, чтобы ты отверг положения 3 и 4, выбрал положения 5 как верное. Для выбора между положениями 1 и 2 надо знать историю поединка Пересвета с Челубеем. Из картины эту информацию не извлечешь.

Если ты правильно определил Куликовскую битву, то выполнить задание несложно.

На картинах 3 и 4 — собор Покрова на рву (собор Василия Блаженного). Он построен в честь взятия Казани (1552), что было позже Куликовской битвы (1380). Значит, ответ 3 и 4.

Другой способ. На картине 2 Кремль деревянный. Это было до Дмитрия Донского. На картине 1 Кремль белокаменный. Его строили во времена Дмитрия Донского, победителя Куликовской битвы. Значит, картины 1 и 2 не являются верным ответом.

Как видите, совсем не обязательно для правильного ответа знать, что картину «Бой Пересвета с Челубеем» написал художник Авилов в 1943 году. Или что изображения Кремля и Красной площади художник создал в начале ХХ века Аполлинарий Васнецов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На каких кар­тинах A. M. Вас­не­цо­ва изоб­ра­же­на Москва после прав­ле­ния князя, при ко­то­ром со­сто­я­лась дан­ная битва? В от­ве­те запишите две цифры, под ко­то­рыми они указаны. Верный ответ: 3, 4

Ты подписан на инстаграм, каждый день свайпаешь имиджи и луки. У тебя есть наблюдательность. А значит и исторический инстаграм 18 и 19 заданий ты легко сможешь расшифровать! И получить 2 из 2 баллов.

Удачи!