Что проверяет задание 20?
Задание на проверку умения сравнивать исторические события, процессы, явления.
Предполагает самостоятельное формулирование выпускниками тезиса о различиях или сходстве сравниваемых объектов и подтверждение этого тезиса с использованием исторических фактов.
Запишитесь на крутой онлайн-курс Константина Олеговича Битюкова "Подготовка к ЕГЭ по истории с экспертом"
В этой статье мы расскажем тебе:
• Как надо и как не надо формулировать тезис
• Как надо и как не надо писать обоснование
• Как готовиться к выполнению задания
Как надо формулировать тезис?
Тезис – обобщенное суждение, которое можно обосновать фактами.
Сам тезис не содержит конкретных фактов, но основан на них.
• В период правления Ивана IV армия была менее эффективна, чем при Петре I.
• В период правления Екатерины II дворянство стало более привилегированным сословием по сравнению с периодом правления Петра I.
• В период правления Александра II крестьянство стало более свободным сословием по сравнению с периодом правления Екатерины II.
• В период правления Александра III социально-экономическое положение крестьянства улучшилось по сравнению с периодом правления Александра II.
• В период «перестройки» демократизация общественной жизни проводилась более масштабно и эффективно по сравнению с периодом «оттепели».
Как НЕ надо формулировать тезис:
«Дворянство при Петре I находилось в более привилегированном положении, чем при Екатерине II»
Почему неверно:
Это исторические неверный тезис. В истории все было наоборот)
Пример 2:
«Различие в том, что сравниваемые объекты разные».
Почему неверно:
Это не тезис, а рассуждения общего характера
Как надо писать обоснование?
Обоснования тезиса должны обязательно содержать конкретные факты.
- «В период правления Петра I дворянство было обязано служить, а в период правления Екатерины II дворянство было освобождено от обязательной службы».
- «В период правления Петра I организации дворянского самоуправления отсутствовали, а в период правления Екатерины II были учреждены дворянские собрания».
- «В период правления Петра I дворяне подвергались телесным наказаниям, а в период правления Екатерины II телесные наказания для них были отменены».
КАЖДОЕ обоснование СХОДСТВА основано не на двух, а НА ОДНОМ историческом факте (факт относится к обоим сравниваемым объектам):
- «И в период правления Петра I, и в период правления Екатерины II дворяне имели право владеть населенными землями и крепостными крестьянами»
Как НЕ надо писать обоснование
Не факт, а совокупность событий.
- «Было одержано несколько побед».
Как готовиться к выполнению задания?
Пишем сравнительные таблицы. Линии (критерии) сравнения обязательны!
Линии сравнения нужно сформулировать настолько точно, чтобы в ячейках для сравниваемых объектов в таблице было возможно написать только «да» или «нет».
Сравните политическое развитие СССР в период руководства страной Л.И. Брежнева и в период руководства страной М.С. Горбачёва.
Сформулируйте две общие характеристики.
Общие характеристики, например:
• руководитель СССР одновременно являлся лидером КПСС;
• официальной идеологией СССР в оба периода являлся марксизм-ленинизм
Для выполнения задания создаем таблицу, пишем точные критерии и проводим сравнение:
Линии (критерии) сравнения |
Период руководства СССР Л.И. Брежнева |
Период руководства СССР М.С. Горбачева |
Созывался ли съезд народных депутатов СССР? |
Нет |
Да |
Являлась ли КПСС единственной партией в СССР на протяжении всего периода руководства страной? |
Да |
Нет |
За правильно выполненное задание можно получить 3 первичных балла.
УДАЧИ НА ЕГЭ И ПРИ ПОДГОТОВКЕ К НЕМУ!