счетчик яндекс метрики
С 2022/23 учебного года в итоговом сочинении есть существенное изменение. Теперь направления и комплекты тем будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения. Чтобы справиться с каждой из представленных тем, ученики должны показать умение мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы – именно эти навыки формирует Людмила Ефимовна Шевченко.

Изменения в итоговом сочинении. Формирование комплектов тем по новым правилам.

В 2022/2023 учебном году Рособрнадзор внес существенные изменения в организацию и проведение итогового сочинения (изложения).

Самое важное изменение заключается в том, что комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы (их более полутора тысяч). В дальнейшем закрытый банк будет ежегодно пополняться новыми темами.
Порядок и процедура проведения и критерии оценивания итогового сочинения останутся прежними.

Вместо пяти тем в каждом комплекте, предложенном выпускникам, будет шесть — по две из каждого раздела:
Тема 1, 2 из раздела «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
Тема 3, 4 из раздела «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
Тема 5, 6 из раздела «Природа и культура в жизни человека»

Пример комплекта тем:
1. Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести? 
2. Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?  
3. Семейные ценности и их место в жизни человека. 
4. В чём может проявляться любовь к Отечеству? 
5. Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь? 
6. Чему человек может научиться у природы?

Чтобы справиться с каждой из представленных тем, ученики должны показать умение мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы – именно эти навыки формирует Людмила Ефимовна Шевченко на спецкурсе по итоговому сочинению.  

Требования к содержанию итогового сочинения (изложения).

Выпускник должен продемонстрировать умение создавать экспромтом самостоятельный, грамотно оформленный, развернутый текст (не менее 250 слов) в соответствии с выбранной темой сочинения (из 5 предложенных). Максимальное количество слов в итоговом сочинении не устанавливается, однако в определении объема своего текста обучающийся должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Последнее предполагает формирование у обучающегося не только опыта автономного, индивидуального выполнения работы – написание связного текста, но и готовности планировать и распределять свое время. Сочинение-рассуждение должно содержать убедительные аргументы, доказывающие точку зрения, быть логичным, композиционно продуманным (в том числе в соотношении между тезисом и доказательствами, между вступлением, заключением и другими частями работы).

В итоговом сочинении аргументация должна подкрепляться примерами из литературного материала (достаточно опоры на один текст). Однако, примеры могут быть не только из художественных произведений. У выпускника есть возможность привлекать дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества, другие источники отечественной или мировой литературы, религиозные тексты, философские, культурологические, психологические исследования, любые научные труды (перечень открыт). Ограничений совсем немного: примеры должны быть из опубликованного источника и соотнесены с темой. Широкий диапазон тематических направлений, которые предлагаются для итоговых сочинений, предполагает обращение к содержанию различных предметных областей.

 

Комментарии ФИПИ к разделам закрытого банка тем итогового сочинения.

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела: 
- связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
- нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
- касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
- позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
- побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела:
- связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
- нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
- касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
- позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
- побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека 
Темы этого раздела: 
- связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
- нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;
- касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами); 
- позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;
- побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

{* Load - time *}